пятница, 10 октября 2014 г.

Лето в октябре или эволюция мирового автомобилестроения

Еще в июле мы ездили на одну очень приятную выставку машин. Хотел просто запостить несколько летних фотографий, но вдруг понял, что собранные на ней машины являются отличной демонстрацией истории американского и даже немного советского автомобилестроения.

Это была небольшая по местным меркам выставка, просто из ближайших деревень в парке вдали от больших городов собрались потусоваться дедульки-бабульки, у которых в гараже есть какие-то интересные машины. 




Так выглядела типичная довоенная машина. Это сейчас они выглядят красиво, а после войны Сталин запретил машинам "такого дизайна" появляться в Москве, чтобы иностранцы не подумали, что в СССР ездят на старье - было приказано разработать новую модель в соответствии с современными стандартами.


Это изначально у них был капот такой большой из-за огромного двигателя под ним (по комментарию моей девушки половину фоток необработана, потому что я ленивый кабан, извините)


Образцово-показательный движок. Точно так же, как некоторые называют системный блок процессором, американцы, далекие от машин, называют его motor, хотя motor - это только электрический, правильное же слово для него - engine.


Красота. Магнитолку тоже в бардачок приколхозил, чтоб не скучно было бабулек катать.


Фигурки такие из современных машин остались только у Роллс-Ройса.


Кабина всего двухместная, поэтому сзади есть дополнительная откидная сидушка


На всех местах нет ремней. Ездили сзади, наверное, в ужасе вцепившись руками за корпус, долбясь коленями и зубами на каждой кочке.


Классический хот род. Даже в википедии в статье про хот роды машина один в один такая же, только с крышей. Машине больше 80 лет! И при этом это не люксовая модель. Большую часть своей жизни она вполне могла провести в сарае с курями.


На взгляд современного человека машиа выглядит старомодно. Можно подумать, что её дизайн обусловлен модой или чьей-то фантазией. Но на самом деле выглядят машины так, потому что они не могли выглядеть по-другому. Её нельзя было сделать ниже - в то время было много грунтовых дорог, капот нельзя опустить - двигатель не умели делать меньше, стекло не получится наклонить или согнуть - не было технологии такой еще. Кузов нельзя было сделать без рамы - не было достаточно прочного металла. Не было широких шин - они бы быстро изнашивались и никто их не делал шире. В то время не было пластика - всё делали из железа, дерева и кожи. Да, заднее окно можно было увеличить, но само стекло было слишком дорогим, чтобы делать большие стёкла.


Перед второй мировой войной люди, наконец, научились делать маленькие двигатели, но стекло оставалось слишком дорогим и капот всё еще оставался таким огромным


На самом деле под капотом уже почти ничего не было. Я первое время когда с американцами заговаривал, они меня понять не могли, что я от них хочу. Потому что я капот называл bonnet, как в английской передаче Top Gear. Но у англичан и американцев капот называется по-разному. У американцев капот это hood, а bonnet означает капюшон, а у англичан наоборот - капот это bonnet, а hood это такой плащ с капюшоном. Сказка "Красная шапочка" в изначальном переводе с французского на английский называется "Little Red Riding Hood", то есть "маленький плащ с капюшоном", там девочка ходит не с красной шапочкой, а с красным дождевиком. Американцы же, наверное, подвисают по началу от названия сказки и не понимают, причем тут девочка с красным капотом.


Владелец - очень приятный дедушка


Он рассказал, что купил машину в 53ем году, когда служил в армии на Гавайях. У него даже оригинальный договор о продаже с собой был.


Сама машина 39ого года выпуска, покупал он её б.у., за 361 доллар в рассрочку на 10 месяцев. Я спросил еще, а где он бензин берет. Он же, наверное, какой-то низкооктановый должен быть, может быть 75ый, на заправке такой и не купить больше. Да ну, ты чё, - говорит - движок я затюнил и на 98ом езжу. Рассказал, что 98ой у них в продаже аж с 55ого года есть.


Надпись на подножке


Пикапы тех лет тоже очень хорошо смотрятся. И они не такие гигантские, как современные.


А вот послевоенный вариант. Машину в этом стиле как раз и требовал Сталин по окончанию войны. Названа она была "Победа". Говорят, что хотели назвать "Родиной", но Сталин спросил, мол, а сколько стоит будет "Родина". Все мило посмеялись, пару человек расстреляли и выбрали "Победу".
А это, конечно, не "Победа", это Chevrolet тех лет


А в этой машине сидит невеста, которая отправилась на ней в свадебное путешествие в 52ом году, сразу после окончания колледжа.


Она нам рассказала, что кроме этой машины у них было еще много других, но именно эту они решили сохранить. Начинаешь прикидывать в уме, сколько же лет машине и хозяевам и что-то даже и не верится.

Сильно заботясь о народе, чтобы кто не покалечился на высокой скорости, Сталин запретил ставить мощные двигатели на Победы, и движок там был четырехцилиндровый 2.2 литра на 54 лошадиные силы.
Американцы же в подобные машины ставили восьмицилиндровые двигатели объемом до 7.5 литров, хотя и всего до 160 л.с.


Впрочем, советский народ тоже мог наслаждаться восьмицилидновым двигателем, их ставили на автобусы-пазики, ГАЗ-66, а особо везучие еще могли в армии поездить на "боевой машине разведывательной". Советское руководство считало излишеством ставить такие двигатели в личные автомобили.

Победу сменила Волга ГАЗ-21, которая была почти как это Buick, но поуже, покороче, с менее мощным движком


Но Сталин умер. Некому стало следить за модными тенденциями и Советский Союз безнадежно отстал от Америки

Прошло всего 10 лет после войны и в Америке появилось новое поколение машин.



Это было самое "нажористое" время для американцев. Ни одна из стран больше не могла себе позволить делать такие машины. На них уходило даже просто железа в 2-3 раза больше, чем на среднюю европейскую машину. Почти все они были с 8мицилиндровыми двигателями, которые европа ставила только на автобусы. Большинство машин к тому же были с автоматом - обычно двухскоростным. Расход был от 30 и до 50 литров на 100км, но бензин стоил в 5 раз дешевле молока и никто не парился на эту тему.


Самая левая маленькая педалька - это ручник.


СССР не смог наладить массовое производство таких машин, но все-таки напрягся и собрал-таки вручную чисто для показухи три тысячи "Чаек".

Эта Чайка из музея машин в Голливуде. Хрущев по легенде её Гагарину задарил. После смерти Гагарина она попала президенту Венгрии, а оттуда уже в Америку


Европейцы, например, англичане, в то время делали машины, как на снимке снизу и усиленно расчесывали голову, что же им делать дальше



Машина, конечно, красивая, но к тому времени требовалось что-то новое. У европейцев не было ни железа, ни двигателей, ни дорог, ни бензина для больших машин и они решили пойти другим путем - делать не большие роскошные, а маленькие и спортивные машины.
К тому времени лучше всех это получалось у Фердинанда Порша, которого как раз недавно выпустили с зоны, куда его посадили французы за пособничество Гитлеру. Он вернулся в разбомбленную Германию и стал на заднем дворе, наняв несколько человек, собирать вручную небольшие машины, похожие скорее на инвалидку из "Операции Ы". А продавать он её стал американцам за большие деньги. Ничуть не меньшие, чем стоили огромные американские машины. Порш, конечно, брал не за красивые глаза, а за гениально продуманную и настроенную Porsche 356. Это настолько редкая машина, что видел я её только однажды и зачем-то снял видео вместо фотки, поэтому могу привести только фото из википедии:


Porsche 356 это заднемоторная машина с двигателем воздушного охлаждения. Как запорожец. И американцам стало завидно, почему это Порш "ничё не делает", а так дорого продает, и решили попробовать сделать так же. Так появился Chevrolet Corvair
Хозяином этой с закосом под европейскую машину на выставке был итальянец, родившийся в Америке. Но сразу было видно, что человек не совсем американец - у него был очень хороший английский.


Я эту выставку и запомнил как "помнишь, где мы с итальянцем болтали". Наверное с полчаса, если не час, с ним проговорили, я ему рассказал про советский запорожец, а он про свои машины. Он очень заинтересовался советской заднемоторной машиной. На Corvair он ездит только по выходным и на выставки, сказал, что недавно купил электрический Nissan Leaf и в полном восторге от него.

Вот он, движок Корвейра сзади, как у Запорожца. Разве что у Запорожца он был на 30-40 лошадиных сил, а тут для конкуренции с Поршем они даже турбину поставили и в итоге получили аж 180 л.с.


Кабина


Черная труба слеву это ручник :)
Да, американцам как-то слабо давались спортивные машины - хотя бы по рычагу коробки было видно, что как-то не тянет это на спорт, и покупатели сказали, что это быстрый Запорожец, а не Порш. Американцы просто не умели делать заднемоторные машины, управлялся Corvair очень плохо, тем более с таким мощным движком, многих заносило в повороте и они попадали в аварию на нём. Это была одна из самых опасных машин тех времен и люди не хотели её покупать.

Chevrolet не сдавался. Не получилось скопировать Порш, так было решено создать свою собственную спортивную машину. Совершенно новую из материалов будущего. Материалом будущего в 60ом году был пластик и стекловолокно. И появился Chevrolet Corvette с кузовом из стекловолокна


"Отца корвета", его главного дизайнера, звали Жора. До 17ти лет он жил в Ленинграде, но потом что-то как-то то Сталин, то Гитлер стали ко всем приставать со своими идеями, и в итоге уехал он в Америку, где он стал директором спортивного подразделения Chevrolet

Это фотка уже второго поколения машин, первое слишком редкое, хотя и отличается не очень сильно от этой модели. Именно первые два поколения Корвета сейчас является самыми ценными. Корвет любят просто за красоту. Ну какая же это спортивная машина с барабанными тормозами, движком от автобуса-пазика и всё еще слишком тяжелым кузовом. Но это не важно, она просто очень красивая.

Машина снизу тоже считается корветом второго поколения, хотя и коню понятно, что машины слишком разные.



А это уже более-менее современный корвет конца 80ых - начала 90ых.


Выпускают Корветы до сих пор, они пользуются успехом. Недавно сфотал самый новый корвет - модель 2014ого года. В этот раз дизайнерам Chevrolet надоело изобретать "уникальный американский дизайн" и они скопировали перед с Ferrari FF, а зад с Ferrari 458. Пазиковский движок они раскочегарили уже до 450 л.с.



Но до сих пор по звуку двигателя однозначно угадывается пазик


Прошло 20 лет после выйны. Советским людям предлагался на выбор горбатый запорожец - пародийная копия Fiat 500 и Волга ГАЗ-21, а Форд к этому времени запустил новую мега-хитовую машину в продажу. В Форде тогда главным по разработке новых моделей был итальянец Ли Якокка. Многие его называют самым крутым руководителем 20ого века. Я с ними согласен. Он привлек грамотных европейских дизайнеров и создал наикрутейший Ford Mustang. 



Это была более европейская машина - не такая широкая, не такая тяжелая, очень красивая и с шестицилиндровым достаточно экономичным и одновременно мощным двигателем. При всём при этом собирали они её уже на базе существующей модели Ford Falcon, просто корпус поменяли, и производство её обходилось в копейки. Стоила машина очень дешево. Люди, как за iphone, стали занимать огромные очереди за ней. В Америке до сих пор миллионы старых Мустангов на ходу.
Вы, наверное, будете смеяться, но в России тоже до сих пор много ездит таких машин. Только называются они по другому - это же Волга ГАЗ-24 и следующие модели. Конечно же совесткое руководство решило, что людям не нужен кузов купе, двери должно быть 4, и от шестицилидрового двигателя оставили только четыре цилиндра, в остальном же машина была идентичной.

Волгу производить перестали, а вот Форд до сих пор производит Мустанг, выглядит он теперь вот так


Так бы и выглядела Волга-купе новая, если бы завод ГАЗ продолжал бы копировать модели Форда.

В конце 60ых руководство СССР поняло, что гоняться за Америкой они не смогут и решили производить европейские модели. В Тольятти построили большой завод, где стали выпускать Fiat 124 под маркой Жигули, в Москве тоже наладили производство Opel Kadett под названием Москвич.

В Советских газетах осуждали Америку с её концепцией "планируемого устаревания", когда каждые несколько лет выпускается новая модель, и все бегут за ней как за новым iphone, хотя и старая модель еще очень даже ничего, а отличия совсем небольшие. Вместо этого предлагалось выпускать одну хорошую модель долго и не отказываться от неё просто потому что сменилась мода. Жигули выпускали без особых изменений 42 года подряд - с 1970ого по 2012ый год.
Через 20 лет езды на Москвичах и Жигулях, советский народ, поняв, что жизнь проходит мимо, озверел, открыл границы, чтобы купить себе что-то посовременней, и союз тут же развалился.
Сейчас заводы, производившие машины для всего Советского Союза, не смогли справиться с международной конкуренцией и дела у них, мягко говоря, не очень. Но и в Америке не всё коту масленица. После нефтяного кризиса 70ых годов, когда Саудовская Аравия отказалась поставлять нефть Америке за поддержку Израиля, огромная часть американских автозаводов стоит. Как-то не пользуются спросом машины, которые жрут по 50 литров на 100 километров. В основном держатся заводы только за счет пикапов и небольшой доли люксовых Кадиллаков и Линкольнов. Но вообще руководство огромных американских компаний вполне можно представить за одним столом с руководством Автоваза, пьющими в полной тишине водку не чокаясь. Будущее за электромобилями, которые сейчас делают в Калифорнии.

Сейчас я нажму кнопку "Публикация" и, пока вы читаете этот пост, мы будем уже по дороге в Детройт - когда-то процветающий центр американского автомобилестроения, а сейчас город, в который ехать немного страшновато, но очень хочется. Ждите фотографий, а пока можете зарядиться просмотром фильма "Восьмая миля" о жизни единственного белого человека в этом городе, или посмотрите новый сериал "Гуддини" - в этом городе он и отдал свои концы :)

Всем чмоки! :)

5 комментариев:

  1. С удовольствием прочитала! Хотя не такая фанатка старых машин, но тут они все блестящие, красивые, явно в рабочем состоянии (не то что здесь - если на дороге запорожец, лучше держать дистанцию)))
    А Детройт мне не понравился. Все время было жутковатое ощущение присутствия зомби((( И этот пар, выходящий из дырочки в канализационном люке, и смог над городом, и невнятные личности, жмущиеся под небоскребами... И дурацкий U-turn, который вводит в панику недетройца... Но зато там приятный греческий район с греческим рестораном с греческой кухней;)
    п.с. вчера принесли письмо-карамельку! Спасибо! Правда, не уверена, все ли в ней было, конверт был вскрыт - аккуратно так ножничками срезан по короткой стороне, и на три капли клея заново склеен. Но наклейка была! И скрапо-штучки (спасибо Миле!!!). Видно, все же проверяют корреспонденцию Америка-Россия;)))))

    ОтветитьУдалить
  2. Статья супер, очень интересно !!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Классно, фотки супер, ты не кабан!)

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересный рассказ, мне понравилось читать, а то вчера вечером показала мужу так он больше часа сидел все рассматривал и читал. Он у меня немного занимается авто моделизмом и коллекционирует машинки и джипы в размере 1 к 43, так что он был счастлив от Вашего рассказа. И меня в последнее время подсадил))) то машинку перекрасить, то фары сделать, то зеркала) После мрачных ощущений с сегодня прочитанного рассказа про Детройт еще не могу отойти, жаль мне город и людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Америке, кстати, часто можно увидеть на рабочем месте машинки у людей :) У меня тоже на столе стоит металлическая AC Cobra, люблю крутить ее в руках, когда думаю :). Однажды видел у работника почты, что посылки принимает коллекцию машинок на 200 - прямо вот где он стоит, посылки принимает. Здесь много можно моделей найти - и старые чугуниевые начала 20ого века или даже 19ого, и новые дорогие, но очень качественные американские и китайские, конечно, любой цены и качества. Один магазин в немецкой деревне, видел, специализируется на действующих моделях паровых машин и паровозов.

      Удалить