понедельник, 4 июля 2016 г.

Автопилот Теслы убил человека!


http://nypost.com/2016/07/02/tesla-driver-killed-in-autopilot-crash-was-watching-harry-potter/

Недавно вышла новость о том, что произошла первая смерть человека во время когда машиной управлял автопилот. Хочется это немного откомментировать.

Точно так же, как прошлое из настоящего часто кажется примитивным и отсталым - рабство, Гитлер, огромная смертность от всего подряд, отсутсвие антибиотиков и даже подголовников на клеслах машин, из-за чего даже малейшая авария может парализовать человека, двигатели, которые при обьеме 7 литров имели мощность меньше 100 л.с., отсутствие электричества, паровые машины и прочие умиляющие вещи. Точно так же и наше настоящее будет выглядеть тупым, примитивным и невероятно дурацким, когда люди будущего будут изучать историю. Они будут смеяться над тем, как мы жили, на чем и как ездили.

Существуют инженеры, которые как раз заняты тем, чтобы наше настоящее не было таким уж отстойным. На самом деле любой хороший инженер достаточно хорошо представляет себе технологии будущего лет на 30 вперед в своей области. Но при этом всегда существует политика, которая на моей памяти еще никогда не совпадала с тем, как в итоге все вышло. Любой инженер скажет, что круглое колесо лучше овального. Но существует полно людей, считающих не важно - круглое оно или овальное, это все дело вкуса, и руководство завода всегда может сказать, что у нас уже готова партия овальных, что делать овальные дешевле, что овал совпадает с символом правящей партии или найдут еще какую-то причину, по которой скажут делать колеса овальными. И люди будут в итоге ездить на машинах с овальными колесами, их будут рекламировать улыбающиеся обнимающиеся семьи, и среди покупателей будут даже фанаты этого оригинального решения. Но в итоге для компании это окажется финансовым провалом из-за того, что ездить на них все-таки вообще неудобно.

В любом инженерном проекте всегда ведется борьба политики со здравым смыслом и кто в итоге победит - вопрос далеко не очевидный.

Вам же наверняка встречались ну прямо сташно выглядящие машины и вы, наверное, задавались вопросом почему ее сделали такой. Да просто потому, что она собрана из панелей, которые очень дешево штамповать. Например, у Теслы на картинке сверху рука человека слева лежит на таком красивом изгибе, который бы не помешал ни одной машине. Но его тяжело штамповать - нужен дорогой тяжелый пресс, дорогой, правильно растягивающийся металл, и процент брака все равно будет высок. Куда проще было бы этого не делать. Поэтому красивые изгибы на дешевых машинах не штампуют, и они почти все выглядят одинакого коряво. Это не панели на заводе изготавливают под конкретную марку, а, наоборот, машину лепят из панелей, которые могут по-быстрому наштамповать, ничего не переделывая или которые просто завалялись где-то.

Любой инженер скажет, что автопилот не может быть 100% безопасным и всегда правильным. Его цель - снизить количество аварий. Если за год, например, без автопилота разобьется 10 тысяч человек, а с ним - 5 тысяч, то это уже хороший результат. Однако людям очень неприятно, что непонятно кого винить за эти 5 тысяч аварий. Им гораздо удобнее иметь 10 тысяч, но чтобы было можно кого-то наказать. Люди реально думают, что можно просто заставить, убедить или запугать людей водить машины внимательно - повесить плакаты, увеличить штрафы, сажать в тюрьму. И тогда, мол, аварий станет меньше.

Вокруг этого и крутится вся политика автопилотов у машин. У Гугла уже давно готов автопилот, но его не выпускают, так как боятся, что после первых аварий люди начнут подавать в суд на компанию, и имидж ее может пострадать. Вот так и живем в средневековье без автопилота, постепенно ожидая, что когда-то люди станут более образованными, перестанут думать у непогрешимости техники и не будут винить компании за каждую смерть.

Кстати, чисто технически гугловский автопилот бы эту аварию, из новости в начале поста, избежал бы. Там как дело было - Тесла ехала себе по трассе быстро, а тут наперерез фура начала медленно поворачивать налево. Сама фура была толи светлая, толи вообще зеркальная, сливалась с небом и камера ее не увидела, да и человек тоже не факт, чтобы заметил. Вот машина в нее и влетела. У гугловского же автопилота, да и вообще почти у всех остальных, стоит не только камера, а еще и лидар - это такая дурацкая вращающаяся штука на крыше - лазерный радар, который строит трехмерную карту всего вокруг. Ему не важен цвет предметов, он все равно распознал бы фуру, если, конечно, он на достаточно большой дистанции работает. Но это уже вопрос цены. Сам по себе радар стоит около 10 тысяч долларов и, в принципе, Тесла может сделать это опцией, это уже вопрос политики - лепить ли эту некрасивую штуку на крышу или не лепить, но допускать того, что Тесла может столкнуться с обьектом, который будет сливаться с фоном. Пока что они выбирают второе. По-моему вполне нормальное решение.

Думаю, что аварии, когда автопилот не смог распознать сливающийся с фоном обьект, станут регулярными, может быть это будет случаться каждый месяц или даже каждую неделю. А чисто статистически с автопилотом Теслы произойдет все, что только может произойти - у кого-то обязательно на трассе отвалится колесо, в кого-то влетит птица в окно или кирпич с фуры, у кого-то машина зачем-то резко остановится без всякой причины и в него влетят сзади. Все эти новости, конечно, будут обсуждаться, но они не станут сюрпризом для инженеров. Задача автопилотов первого поколения - не быть идеально водящим машину суперразумом, а просто уменьшить количество аварий в несколько раз. Вместо 100 тысяч будет 30 тысяч. Просто те 300 аварий в день говорить не так интересно, как про новые 100 аварий в день с участием автопилота :)

4 комментария:

  1. За январь и февраль 2016 года в России произошло 15 437 ДТП, из них по вине пьяных за рулем произошло 900 случаев. То есть исходя из этих статистических данных можно сделать вывод, что трезвые водители более чем в 15 раз опаснее пьяных)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. исходя из предположения, что кол-во трезвых и пьяных на дорогах одинаково - да :)

      Удалить
    2. Ну да, само собой. Но, "кому нужны эти жалкие подробности"))

      Удалить
  2. Прогресс не остановить иначе революция все равно расставит все по нужным местам.

    ОтветитьУдалить